СТРОЙМАТЕРИАЛЫ | ИТОГИ, ПРОГНОЗЫ, МНЕНИЯ

Стройматериалы, прогнозы, итоги, мнения
Al Team

08 янв 2021 | 237 | Оборудование

Как пережила уходящий год промышленность стройматериалов и что ее участники ждут от года наступающего, выясняем у производителей керамических, стеновых и изоляционных материалов.

Керамические материалы

Сегмент керамических материалов в полном мере ощутил на себе эффекты, связанные с пандемией коронавируса и введенными в связи с ней ограничениями. Как и для отрасли в целом, самыми сложными для производителей керамики оказались весенние месяцы. Приостановка строек обрушила спрос на керамический кирпич и камень, а закрытие гипермаркетов DIY — на керамическую плитку.

В результате, по оценке директора Ассоциации производителей керамических материалов Альберта Попова, по стеновой, или грубой, керамике в зависимости от региона и ассортимента спад по итогам года составит 2-7%. Иная ситуация с керамической плиткой. Весной этот сегмент «просел» на 15-20%, однако во втором полугодии производители фактически нивелировали этот провал, так что к концу 2020-го снижение составит не более 2%.

Среди прочих факторов, оказавших негативное влияние на отрасль, эксперт отметил серьезный дефицит каменщиков, особенно в индустриальном домостроении, а также повышение тарифов на все виды энергоносителей. К этому, по словам Попова, нужно добавить «деструктивную» политику Минприроды, обрекающего предприятия на многомиллиардные издержки из-за необходимости приобретать зарубежное оборудование для измерения сжигаемого природного газа.

Последнее куда сильнее, чем коронавирус, повлияет на снижение инвестиционной активности в отрасли, уверен глава Ассоциации. Так что ждать от 2021 года прорывов не стоит. «Будет незначительно, но уверенно снижаться спрос, меняться товарная матрица с вымыванием качественного ассортимента в ценовой категории ниже премиум-, но выше эконом-сегмента. Возрастет конкуренция, в том числе международная, за счет снижения спроса на продукцию нашей отрасли по всему миру. Однако это не помешает наращивать качество нашей продукции и выводить на рынок интересные и качественно новые изделия», — считает Попов.

Стеновые материалы

Коронакризис ударил и по сегменту стеновых материалов, однако рост интереса к индивидуальному домостроению сыграл на руку производителям. «Несмотря на серьезное торможение строительной отрасли в этом году, взрывной рост продаж в сегменте малоэтажного домостроения позволил компенсировать потери в многоэтажном сегменте», — отмечает исполнительный директор Xella Россия Андрей Башкатов.

В подтверждение своих слов топ-менеджер приводит статистику: по сравнению с предыдущим годом число заявок на материалы для нового строительства в сегменте ИЖС в 2020 году выросло на 83%. В результате по итогам «коронакризисного» года компания рассчитывает сохранить прошлогодние объемы продаж.

С индивидуальным строительством в значительной степени связаны и планы производителей. Запуск льготной ипотеки на ИЖС вкупе с другими законодательными инициативами позволяют прогнозировать дальнейший рост спроса в этом сегменте. Инвестировать при этом компании предпочитают в технологическое развитие. «Они (инвестиции — ред.) будут направлены на развитие решений для снижения себестоимости монтажа стен по технологии YTONG (в том числе на основе BIM-технологий), а также на развитие онлайн-интегратора строительных подрядов Building Companion», — поясняет Башкатов.

Изоляционные материалы

Иная картина сложилась в сегменте теплоизоляции. Здесь после весенней остановки поставок драйвером роста стало гражданское и промышленное строительство. Большую роль в восстановлении рынка сыграла и льготная ипотека, простимулировавшая спрос на жилье и заставившая девелоперов, получивших дополнительные средства на эскроу-счета, оперативно достраивать начатые объекты.

«Наибольшей популярностью пользовались материалы для утепления фасадов и кровель, а также для сэндвич-панелей, которые применяются при строительстве быстровозводимых конструкций, в том числе коронавирусных госпиталей», — уточняет директор по маркетингу направления «Минеральная изоляция» корпорации «Технониколь» Елена Кузнецова. По данным эксперта, по итогам 2020 года объем потребления минеральной теплоизоляции вырастет на 3%. В денежном выражении сегмент прибавит 2%, достигнув 49 млрд руб.

Во многом это оказалось возможным благодаря тому, что даже в период самых жестких ограничений крупнейшие предприятия отрасли не сокращали производство. Не намерены делать этого они и в следующем году. Так, в ближайших планах «Технониколи» — инвестировать около 1,5 млрд руб. в развитие существующего производства, а также начать строительство завода в Казахстане. Стоимость проекта, который станет первым минераловатным производством концерна в Азии, оценивается в 65 млн евро.

«В профессиональном сегменте потребности в материалах из каменной ваты останутся на высоком уровне, — соглашается генеральный директор Rockwool Russia Марина Потокер. — Перспективным направлением видится здесь капитальный ремонт зданий: такие проекты в большом количестве реализуют по всей стране».

Среди других начинаний, помогающих производителям изоляции увереннее смотреть в будущее, — продолжающаяся программа реновации, а также медленно, но верно набирающее популярность «зеленое» строительство. «Застройщики и дальше будут отдавать предпочтение решениям, которые помогают сделать здания более выгодными для своих владельцев и инвесторов и более комфортным для жителей», — уверена Потокер.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ПОДЕЛИТЬСЯ